г. Москва, Проспект Мира 95 с1, офис 1518, г. Мытищи, ул.Летная, стр.19, оф. 354, info@plawyer.ru

Лесная амнистия 2017

Иван Полевиков

13.01.2018

«Мы не хотим заниматься бракоделием. Количество без качества — не нужное лихачество». Это цитата из выступления депутата Государственной думы РФ от партии ЛДПР Иванова Сергея Владимировича на рассмотрении 20.07.2017 г. во втором чтении законопроекта № 90991-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

В тот день подобные высказывания поступали от многих депутатов Государственной думы РФ. Это было связано с тем, что депутаты не успели ознакомиться с поправками к законопроекту, которые были розданы прямо перед заседанием и объем которых превышал 40 страниц.

Но законопроект в итоге был принят во втором чтении и на следующий день также был принят Государственной думой РФ в третьем чтении.

29.07.2017 г. законопроект был уже подписан Президентом РФ.

Федеральный закон № 280-ФЗ от 29 июля 2017 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» вступил в силу с 11.08.2017 г.

Положения Закона о лесной амнистии получили в обиходе название «лесная амнистия».

Предпосылки лесной амнистии.

Главной предпосылкой лесной амнистии явились участившиеся случаи выявления наложений земельных участков, находящихся в частной собственности на земли лесного фонда. Эти случаи выявлялись либо в процессе уточнения границ ранее сформированных земельных участков с декларативной площадью либо в процессе контроля за использованием земель лесного фонда.

По данным Рослесхоза выявлено более 263 тыс. пересечений границ земель иных категорий с землями лесного фонда на площади около 1,7 млн.гектара земли.

Основными причинами массового наложения границ земельных участков на земли лесного фонда явились устанавливаемая декларативно (без установлении границ на местности) площадь земельных участков в рамках введенной в 2001 г. упрощенной процедуры учета лесных участков и в рамках введенной в 2006 г. дачной амнистии.

Пересечение границ земельных участков с землями лесного фонда приводило к обращениям в суд уполномоченного государственного органа за использованием земель лесного фонда с требованиями к собственникам земельных участков об изъятии из чужого незаконного владения земельного участка в границах наложения земельного участки на земли лесного фонда.

И, как правило, половина поданных исков удовлетворялась.

Автор статьи сталкивался с данной проблематикой, защищая интересы коммерческой организации. Требование удалось признать необоснованными за счет того, что с помощью экспертизы была доказана невозможность по лесным планшетам достоверно установить наложение земельного участка на земли лесного фонда. Также вторым доводом защиты являлось то, что сведения ЕГРН должны иметь приоритет перед сведениями ГЛР.

Но многие собственники земельных участков и расположенных на них зданий, сооружений лишились своей собственности в результате вынесения не законных и не справедливых решений по причине наложения по сведениям ГЛР земельных участок на земли лесного фонда.

На что направлена лесная амнистия.

Закон о лесной амнистии:

Установил принцип приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР при осуществлении кадастрового учета и регистрации прав. В соответствии с данным принципом в случае выявления противоречий этих двух реестров приоритет отдается сведениями ЕГРН. Имеется только одно исключение, при котором приоритет отдается сведениям ГЛР над сведениями ЕГРН и это касается земель запаса.
Для реализации данного принципа в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — «Закон о государственной регистрации недвижимости») введена ст.60.2, устанавливающая особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав земельных участков пересекающихся с земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.

Реализацию данного принципа можно также встретить в ч.2 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — «Федеральный закон № 172-ФЗ»).

  1. Установил основания и порядок образования населенных пунктов на месте лесных поселков и военных городков, созданных на межселенных территориях до 01.01.2007 г. (ч.11 ст.15 Градостроительного кодекса РФ), защищая конституционные права граждан, проживающих в лесных поселках и военных городках (право на местное самоуправление, право на жилище, право на приобретение земли в частную собственность).
  2. Установил основания и порядок включения в состав земель населенных пунктов лесного участка, относящегося к землям лесного фонда и окруженного со всех сторон земельными участками, относящимися к землям населенных пунктов.
  3. Установил, что данные правоустанавливающих документов о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, полученных до дня вступления в силу Закона о лесной амнистии имеют приоритет дан сведениями ЕГРН в случае их противоречия. Данное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (ч.10 ст.14 Федерального закона № 172-ФЗ).
  4. Установил порядок устранения проблемы «дубляжей лесных участков» (лесной участок пересекается с лесным участком) (ч.13 ст.60.2 Закона о лесной амнистии).
  5. Не обошел стороной лиц, которые на основании судебного решения лишились прав на земельные участки, пересекающиеся по данным ГЛР с землями лесного фонда. Так в ч.5 ст.10 Закона о лесной амнистии предусмотрен механизм судебного оспаривание судебных актов, на основании которых право собственности было прекращено.

В данной статье мы рассмотрим случаи устранения противоречий между сведениями ЕГРН и ГЛР, а также остановимся на судебном восстановлении права собственности на земельный участок в рамках лесной амнистии.

Устранения противоречий между сведениями ЕГРН и ГЛР.

Условно можно выделить четыре случая, на которые распространяются приоритет сведений ЕГРН над ГЛР при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Все они перечислены в ст.60.2 Закона о государственной регистрации:

  • случай № 1. «Уточнение местоположения границ и площади декларативного земельного участка» (ч.1 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости);
  • случай № 2. «Формирование земельного участка для эксплуатации здания» (ч.2 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости);
  • случай № 3. «Устранение реестровой ошибки Росреестром» (ч.4 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости);
  • случай № 4. «Ошибка в категории земельного участка» (ч.5 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Во избежание злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц были установлены временные границы ретроспективного действия закона (обратной силы действия). В случаях № 1-3 Закон о лесной амнистии учитывает интересы лиц в отношение земельных участков, права на который возникли до 01.01.2016 г. (ч.1, 2, 4 ст.60.2 Закона о государственной регистрации), а для случая № 4 — до 08.08.2008 г.

Случай № 1. «Уточнение местоположения границ и площади декларативного земельного участка» (ч.1 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Область применения. Применимо к собственникам земельных участков, права на которые возникли до 01.01.2016 г. и до даты внесения в ЕГРН сведений о границах смежного лесного участка, проводящим кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с декларативной площадью.

Установлено, что не является препятствием для государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка выявленный факт пересечения границ уточняемого декларативного земельного участка с границами земель лесного фонда.

Обращаю особое внимание, что одним из условий применения данного правила является отсутствие в ЕГРН сведений о границах смежного лесного участка. Т.е. в случае, если в ЕГРН содержаться сведения о границах смежного лесного участка, то уточнить границы земельного участка не получиться при пересечении их с землями лесного фонда.

Учитывая, что Рослесхозу дано поручение активизировать кадастровые работы по установлению границ земель лесного фонда, рекомендую собственникам земельных участков с декларативной площадью активизировать работы по уточнению границ своих земельных участков.

Правило устранения пересечения. Орган регистрации вносит изменение в ЕГРН в отношении описания местоположения границ и площади лесного участка в части их приведения в соответствии с представленным заявителем межевым планом.

Если будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ земельного участка или площадь наложения составляет 95% и более, то лесной участок снимается с кадастрового учета и одновременно производится государственная регистрация прекращения права, обременений на лесной участок.

Любому уточнению границ земельного участка предшествует кадастровые работы по подготовке межевого плана.

Правовому регулированию подготовки межевого плана в связи с уточнением границ посвящены ст.22, ст.43 Закона о государственной регистрации недвижимости, ст.39, 40 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ, а также ч.9,10 ст.10 Закона о лесной амнистии.

Согласно системному анализу данных норм правообладатель уточняемого земельного участка должен будет подготовить межевой план и согласовать границы со смежным землепользователем, составив акт о согласовании границ.

Вместе с тем, в ч.9,10 ст.10 Закона о лесной амнистии содержаться дополнительные особенности согласования границ уточняемого земельного участка.

В соответствии с ч.9 ст.10 Закона о лесной амнистии до 01.01.2023 г. согласование границ уточняемого земельного участка не требуется с уполномоченным лицом, если смежным участком является лесной участок и уточняемый земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей 08.08.2008 г. или образован из земельного участка, предоставленного до 08.08.2008 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок иным лицам после 08.08.2008 г.

Учитывая, что ч.9 ст.10 Закона о лесной амнистии предметом своего регулирования имеет земельный участок ранее предоставленный гражданину и одновременно допускает переход права собственности к иному лицу, не указывая на ограниченный субъектный состав, то воспользоваться льготным порядком согласования могут также юридические лица, получившие в собственность земельный участок с описанными в ч.9 ст.10 Закона о лесной амнистии признаками.

Вместе с тем площадь уточняемого земельного участка после уточнения местоположения его границ должна соответствовать требованиям, предусмотренным п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации: не быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.

На земельные участков, не подпадающие под действие ч.9 ст.10 Закона о лесной амнистии, исключающей необходимость согласования границ, распространяются правила ч.10 ст.10 Закона о лесной амнистии. Указанная норма содержит запрет органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений возражать против согласования местоположения границ уточняемого земельного участка, если площадь уточняемого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.

Автору видеться, что ч.10 ст.10 Закона о лесной амнистии открывает недобросовестным лицам возможность захвата земель лесного фонда посредством сознательной «прирезки» к своим земельным участкам земель лесного фонда в пределах 10% от площади земельного участка. В масштабах РФ в результате реализации данной нормы может быть причинен существенный ущерб землям лесного фонда.

В соответствии п.22 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и при подготовке межевого плана в отношении уточняемых земельных участков кадастровый инженер в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» вправе обратить внимание органа регистрации прав на наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ.

Случай № 2. «Формирование земельного участка для эксплуатации здания» (ч.2 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Область применения. Применимо для случаев формирования собственниками зданий, сооружений, права на которые возникли до 01.01.2016 г. земельного участка для эксплуатации здания, сооружения.

Установлено, что выявление факта пересечения образуемого для эксплуатации здания, сооружения земельного участка с землями лесного фонда не является препятствием для государственного кадастрового учета и регистрации прав на образуемый земельный участок.

Правило устранения пересечения. Орган регистрации вносит изменение в ЕГРН в отношении описания местоположения границ и площади лесного участка в части их приведения в соответствии с представленным заявителем межевым планом.

Если будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ земельного участка или площадь наложения составляет 95% и более, то лесной участок снимается с кадастрового учета и одновременно производится государственная регистрация прекращения права, обременений на лесной участок.

Согласно ст.11.3 Земельного кодекса РФ, земельный участок для эксплуатации здания, сооружения образуется либо на основании проекта межевания территории или на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выносимого в соответствии с ст.11.10 Земельного кодекса РФ с учетом ч.7 ст.3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

С 11.08.2017 г. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности перед утверждением должна быть согласована с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. Законодатель тем самым хотел исключить возникновения в будущем пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий.

В рамках лесной амнистии в ч.7 ст.3.5 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ было установлено, что не допускается отказ в согласовании схемы в связи с пересечением границ образуемого земельного участка с лесными участками, если на образуемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016 г., зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.

Отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленным согласно ст. 33 ЗК РФ до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, — в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.

В п. п.5 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и есть важные разъяснения касательно случая отсутствия установленных предельных (максимальных) размеров земельных участков. В нем указано на необходимость, оценивая площадь образуемого земельного участка, учитывать фактическое использование земельного участка, в частности объекты искусственного и природного происхождения, указывающие на сложившиеся с течением времени границы земельного участка, а также практика предоставления земельных участков в период создания объекта недвижимости для размещения аналогичных объектов недвижимости в конкретном муниципальном образовании.

Случай № 3. «Устранение реестровой ошибки Росреестром» (ч.4 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Область применения. Применимо к земельным участкам, права на которые зарегистрированы до 01.01.2016 г., в случае если пересечение границ было выявлено органом регистрации прав (ч.4 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости) вследствие обнаружения реестровой ошибки (ч.3 ст. 61 Федерального закона о государственной регистрации), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

Нормы, регулирующие данный случай особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав содержаться в ч.4,6,7,8,10 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости, а также содержаться в ч.1-4 ст.10 Закона о лесной амнистии.

В данных нормах можно найти исключения, при которых установленное особенное привило государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не действует, а также можно найти и исключение из данного исключения.

Правило устранения пересечения. По общему правилу в случае обнаружении реестровой ошибки орган государственной регистрации прав самостоятельно устраняет выявленное пересечение без уведомления правообладателя земельного участка.

Если будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ земельного участка или площадь наложения составляет 95% и более, то лесной участок снимается с кадастрового учета и одновременно производится государственная регистрация прекращения права, обременений на лесной участок.

Исключение из правила. При обсуждении проекта Закона о лесной амнистии уделялось особое внимание вопросу обеспечения сохранения статуса земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, а также предотвращению узакониванию захваченных лесов.

В этих целях в ч.6,7 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости и ст.10 Закона о лесной амнистии закрепили, что орган государственной регистрации прав не может самостоятельно устранить пересечение в отношении земельных участков, которые:

1) расположены в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

Вместе тем, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, но после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий, то орган государственной регистрации также не может самостоятельно устранить пересечение.

2) относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) относятся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Для указанных категорий земельных участков действует иное правило устранения несоответствия ЕГРН и ГЛР, которое заключается в следующем.

В случае обнаружении реестровой ошибки, согласно ч.10 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости, орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня выявления таких сведений направляет решение о необходимости устранения реестровой ошибки, в Рослесхоз и правообладателю земельного участка.

Согласно ч.4 ст.10 Закона о лесной амнистии, Рослесхоз в течение сорока пяти дней со дня выявления указанной реестровой ошибки обязан проверить наличие оснований для оспаривания законности возникновения прав на такой земельный участок, при наличии таких оснований обратиться в суд с иском об оспаривании законности возникновения прав на земельный участок и уведомить об этом орган регистрации прав.

Если в течение трех месяцев со дня выявления пересечения границ в орган регистрации прав не поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок, то границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ч.8 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Случай № 4. «Ошибка в категории земельного участка» (ч.5 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Область применения. Земельные участки, относящиеся к категории земли лесного фонда, но имеющие разрешенное использование, которое соответствует иным категориям земель: для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома.

В самой норме не говориться временном интервале, на который распространяется её действие.

Вместе с тем, применяя данную норму, важно учитывать ч.4 ст.14 Федерального закона № 172-ФЗ. В соответствии с данной нормой важно, чтобы земельные участки с ошибочной категорией были предоставлены до 08.08.2008 г.

По мнению автора, правоприменительная практика ч.5 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости может быть сопряжена с нарушениями в части распространения действия нормы на земельные участки предоставленные после 08.08.2008 г. Это связано с человеческим фактором. Правоприменитель может попросту не ознакомиться с временными ограничениями, установленными в ч.4 ст.14 Федерального закона № 172-ФЗ к которой отсылает ч.5 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости.

Как видеться более правильным в ч.5 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости нужно было соблюсти юридико-технический прием формулирования гипотезы нормы права (условие применения нормы) и прямо в норме по примеру ч.1,2,3 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости установить «временной барьер» применения нормы.

Правило устранения противоречий. Согласно ч.5 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, орган регистрации прав вносит в сведения ЕГРН изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта).

Восстановление права собственности на земельный участок через суд в рамках лесной амнистии.

Ежедневное лишение права собственности на земельный участок и расположенные на нём здания в связи с наложением земельного участка на земли лесного фонда явилась одной из главных причин спешного принятия Закона о лесной амнистии.

Его принятие пресекло устоявшуюся практику лишения права собственности на объекты недвижимого имущества, а также предоставило право обжаловать судебные акта, прекратившие право собственности на объекты недвижимого имущества в связи с наложением земельного участка на земли лесного фонда.

Часть 5 ст.10 Закона о лесной амнистии разделяет обжалование не вступивших в законную силу судебных актов и восстановление прав на объекты недвижимого имущества, права на которые прекращены вступившим в законную силу судебным актом.

Правом на обжалование не вступивших в законную силу судебных актов наделены как граждане, так и юридические лица чьи права на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах земель лесного фонда. Полагаю, что данное положение в настоящее время потеряло свою актуальность, т.к. истекли сроки на обжалование судебных актов, не вступивших в законную силу.

В отношении вступивших в законную силу судебных актов введен механизм не обжалования, а подача самостоятельного иска о признании права собственности на объекты недвижимого имущества. Иск о признании права собственности как способ защиты нарушенного права весьма дискуссионный.

Так данный иск подается лишь тогда когда вещь находится во владении истца, но есть третье лицо, которое претендует на данную вещь (п.58 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

Вместе с тем, в данной категории спора как правило земельные участки изымаются, а здания сносятся. Бывает, что и земельный участок снимается с кадастрового учета.

Существует ряд условий для подачи иска, установленных ч.5 ст.10 Закона о лесной амнистии:

  1. Иск может быть подан только гражданином. Юридические лица таким правом не наделены. Считаю такое ограничение не конституционным, т.к. нет каких-либо политико-правовых оснований для ограничений прав юридических лиц. Более того, при оспаривании не вступивших в законную силу судебных актов (схожие правоотношения) юридические лица имеют право на обжалование судебного акта наравне с гражданами.
  2. Иск может быть подан лишь при условии, если судебный акт уже вступил в законную силу на момент вступления в силу Закона о лесной амнистии. Т.е., если судебный акт вступил в силу 12.08.2017 г. и позже, то иск не может быть подан.
  3. Иск может быть подан до 11.08.2018 г.
  4. Иск может быть удовлетворен при соблюдении условий установленных ст.14 Федерального закона № 172-ФЗ. О каких именно правилах идет речь не уточняется.

Данная редакция не учитывает интересы лиц, которые посчитав перспективы обжалования низкими не подали жалобу на судебный акт, не вступивший в законную силу по состоянию на 11.08.2017 г.

Например, пенсионер отдал последние деньги на первую инстанцию, 12.07.2017 г. получил отрицательное решение и посчитал бессмысленным подавать жалобу. 12.08.2017 г. акт вступает в законную силу и пенсионер только тогда узнает о Законе о лесной амнистии.

Буквальное толкование ч.5 ст.10 Закона о лесной амнистии не позволяет защитить его права, т.к. судебный акт на день принятия Закона о лесной амнистии не вступил в законную силу.

По аналогии с ч.5 ст.60.2 Закона о государственной регистрации недвижимости можно предположить, что речь идет о ч.4 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ в соответствии с которой земельный участок должен был быть до 8 августа 2008 года:

  1. предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;
  2. предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;
  3. предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

С целью формирования единообразной практики, по мнению автора, в ч.5 ст.10 Закона о лесной амнистии нужно внести следующие дополнения и изменения:

  1. Законодательно предусмотреть иные способы защиты нарушенного права кроме как предъявление иска о признании права собственности, а также закрепить право на предъявление иска о возмещении ущерба сносом зданий.
  2. Норму дополнить правом юридических лиц требовать восстановления прав и законных интересов наравне с физическими лицами.
  3. Наделить лиц, не подававших жалобы на судебный акт вынесенный, но не вступивший в законную силу по состоянию на дату вступления в законную силу Закона о лесной амнистии — 11.08.2017 г. правом требовать в судебном порядке восстановления нарушенного права собственности.
Остались
вопросы?

Выберите удобный способ связи

Введите номер телефона:

Введите WhatsApp номер:

Введите Telegram никнейм:

Введите Instagram аккаунт:

Мы обновились!
Но нам требуется время, чтобы привести все в порядок.

Скрыть уведомление